ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Инструкция работы с маркетплейсами. Как заключить агентский договор по работе с маркетплейсами

2024-06-11

Предпринимательство

Инструкция работы с маркетплейсами. Как заключить агентский договор по работе с маркетплейсами

В статье разберем:

  1. Кто платит налоги при работе с маркетплейсом?
  2. Как заключить договор с маркетплейсами?
  3. Бухгалтерский учет торговли на маркетплейс.
Мишаева Евгения

6 мин

При работе с маркетплейсами неообходимо учесть множество нюансов. Среди них: Какое налогообложение выбрать для торговли на маркетплейсе? Как правильно вести бухгалтерский учет торговли на маркетплейс? Как разрешить споры с маркетплейсами? Обо всем этом мы поговорим в данной статье.  

Кто платит налоги при работе с маркетплейсом?

Маркетплейс — это электронная торговая площадка, которая выступает посредником между продавцом и покупателем. Она рекламирует товары продавца и организует их продажу. В обязанности маркетплейса может входить хранение товаров на складе, их доставка покупателям, прием оплаты за товары и др. За эти действия продавец уплачивает маркетплейсу вознаграждение.

Схематично интернет торговля на маркетплейсах выглядит следующим образом:

1) Непосредственно реализации товара предшествует образование и регистрация юридического лица или ИП. В случае, если вы планируете продавать товары собственного производства, можно зарегистрироваться, как самозанятый через “Мой налог”.

2) Выбор системы налогообложения.

3) Заполнение заявление о переходе на ту или иную систему налогообложения и подача его вместе с другими документами в ФНС.

4) Получение сертификата соответствия или декларации соответствия на товар.

5) Оформление документов на бренд (при необходимости).

6) Маркировка товара.

7) Выбор подходящей для вас системы работы:

  • FBO - продажа со склада маркетплейса
  • FBS - продажа со своего склада при доставке маркетплейса.
  • realFBS - продажа со своего склада при доставке других служб, не имеющих отношения к выбранному маркетплейсу.

8) Выбор поставщика, в случае, если вы собираетесь перепродавать товар.

9) Далее следует работа непосредственно через маркетплейс. И первое, что нужно сделать - завести карточку товара.

10) Провести поставки/отгрузку товара через личный кабинет и отправить партию на склад или в пункт выдачи. Доставка может осуществляться маркетплейсом, продавцом или фулфилмент-оператором.

Последующие действия осуществляют другие участники отношений, но о них важно сказать, дабы интернет торговля на маркетплейсах подошла к своему логическому завершению:  

  1. После получения товара маркетплейс убеждается в соответствии с внесенными данными в личном кабинете поставщика. 
  2. Покупатель покупает товар — оплата поступает на счёт маркетплейса в момент заказа, при получении в пункте выдачи или у курьера. Затем клиенту приходит чек в личном кабинете или на электронную почту.
  3. Покупатель получает товар сам в пункте выдачи или дожидается курьера. Доставку могут осуществить маркетплейс или логистическая компания.
  4. Маркетплейс удерживает комиссионное вознаграждение из суммы, перечисленной покупателем на его счёт. Оставшуюся сумму за вычетом комиссии, логистики и расходов на рекламу, если они есть, маркетплейс переводит на счёт продавца.

! Самозанятые не имеют права производить товары, подлежащие обязательной маркировке.

Кто может торговать на маркетплейсах?

  1. Самозанятые
  2. ИП
  3. Юридические лица

Несколько важных моментов:

  1. Самозанятым разрешено реализовывать только товары, которые они произвели сами, перепродажа недопустима. 
  2. Самозанятым разрешено прибегать к помощи подрядчиков
  3. ИП и юр.лица могут заниматься сбытом товаров собственного изготовления или приобретенных у сторонних поставщиков.

Какое налогообложение выбрать для торговли на маркетплейсах?

  • Для самозанятых подходит только одна система - НПД
  • Для ИП и юр.лиц - ОСНО и УСН, ЕСХН, НПД.

Какое налогообложение выбрать для торговли на маркетплейсах?

ОСН:
На ОСН могут работать все. Но больше всего эта система подходит среднему и крупному бизнесу. ИП на ОСН платят НДС 10 или 20%, НДФЛ — 13% с прибыли до 5 млн в год и 15% с превышения над этой суммой; ООО — НДС и налог на прибыль 20%.

УСН
Больше всего УСН подойдет малому бизнесу и начинающим предпринимателям. УСН бывает двух видов: “Доходы” и “Доходы минус расходы”.

  • Если затраты минимальные лучше выбрать УСН «Доходы». Если бизнес затрачивает более 65 % от всей выручки на реализацию товара и покрытие расходов, связанных с производством то подойдет УСН «Доходы минус расходы»
  • На УСН «Доходы» бизнес платит 6% с дохода, а на «Доходы минус расходы» — 15%, 20% с прибыли. 15 % - доходы до 199, 35 млн.руб. 20% - от 199,35 до 265,8 млн рублей. Региональные власти вправе снижать эти ставки.

! Если при регистрации своего дела вы не подали заявку на использование УСН — налоговая автоматически зарегистрирует ООО или ИП на ОСНО.

Если будете продавать продукцию собственного производства, подойдут ЕСХН и НПД.

НПД:
Подходит тем, кто собирается продавать продукцию собственного производства. На НПД бизнес платит 4% с доходов от обычных покупателей: не ИП или компаний. Подходит малому бизнесу, чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.

ЕСНХ
Подходит для компаний и ИП из сферы сельского хозяйства. На ЕСХН нужно платить налог с прибыли 6% и НДС — 10 или 20%. Если годовые доходы сельхозпроизводителя — до 60 млн рублей, он может получить освобождение от НДС и платить только 6% с прибыли.
 
Какие режимы нельзя использовать и почему?

  • Для интернет-торговли не подходит ПСН. Этот спецрежим применяется только при продажах в розницу через объекты стационарной и нестационарной торговли. Реализация через интернет к розничной торговле не относится.
  • При АУСН нельзя работать по агентским и комиссионным договорам. Все крупные онлайн-ритейлеры выступают в роли агента — заключая агентский договор.

Налог за торговлю на электронной площадке

Как рассчитывается налоговая база?
Налоговая база на УСН «Доходы» = (Сумма выручки + Комиссия маркетплейса)*6%

Налоговая база на УСН «Доходы минус расходы» = (Сумма выручки + Комиссия маркетплейса — Стоимость закупки товара — Страховые взносы — Прочие расходы)*15%

Налоговая база на ОСНО = НДФЛ 13% (если ИП) + Налог на прибыль 20% + НДС 0%,10% или 20% + Налог на имущество до 2,2% (до 2% если ИП)
Налоговая база на НПД= доход *6%

Налоговая база на ЕСНХ= доходы, полученные за год (полугодие) - расходы, понесенные за год (полугодие)* 6%

Как заключить договор с маркетплейсами?
Торговля на маркетплейсах осуществляется на основе агентского договора и договора комиссии маркетплейса. Чтобы подписать агентский договор с маркетплейсом нужно направить заявку, как правило, все подписание проходит с помощью личного кабинета. Маркетплейс выступает как агент, а продавец — как принципал. Причем агент может действовать как от своего имени и за счет принципала, так и от имени и за счет принципала. В обоих случаях он будет лишь посредником между продавцом и покупателем.

Агентский договор по работе с маркетплейсами

Что важно предусмотреть перед заключением агентского договора?

  1. доставку товаров до склада маркетплейса; 
  2. хранение товаров; 
  3. доставку товаров покупателям;
  4. ценообразование, а также выдачу скидок и бонусов; 
  5. штрафы и неустойки за нарушение условий договора; 
  6. порядок расчетов между сторонами; 
  7. периодичность выплаты агентского вознаграждения.

! Маркетплейс может изменить условия оферты, но он обязан предупредить об этом принципала. Получив уведомление, нужно  ознакомиться с обновленным договором и принять его. 

Каковы обязанности? 

Маркетплейс:

  • Определяет условия продажи, кроме цены (рассрочка, сроки возврата и т.п.).
  • Устанавливает скидки на товар (если продавец против, товар снимается с продажи).
  • Уведомляет продавца об изменениях в договоре.
  • Оставляет за продавцом право на интеллектуальную собственность (фото, видео о товаре).
  • Оставляет за собой право ссылаться на продавца и товары публично без предварительного согласия.

Продавец: 

  • заполняет карточки товаров, 
  • определяет цену,
  • проверяет товары на соответствие требованиям платформы,
  • ведет чаты с покупателями, соблюдая указанные в договоре правила переписки (если правила не соблюдать, падает рейтинг из-за снижения качества сервиса),
  • разрешает претензии в отношении качества товаров и гарантийного обслуживания,
  • проверяет уведомления от маркетплейса, 
  • получает согласие на размещение публичных ссылок маркетплейса.

Какие документы нужны для торговли на маркетплейсах?

  1. Отчет комиссионера о реализации — здесь прописаны суммы и даты продаж;
  2. УПД или накладная и счет-фактура с размером комиссии — поскольку маркетплейсы работают на ОСНО, они выделяют НДС в сумме комиссии, и продавцы, которые тоже применяют основную систему, могут принять этот НДС к вычету;
  3. Акт выполненных работ — в этом документе прописаны все услуги маркетплейса и их стоимость: доставка, хранение, упаковка и пр.;
  4. Транспортная накладная — ее формирует продавец при отправке товара;
  5. УПД или накладная и счета-фактура — здесь отражается передача товаров на склад маркетплейса;
  6. Акт приемки — здесь закрепляется передача товаров, перечисленных в УПД или накладной.
  7. Сертификат соответствия или декларация соответствия.
  8. Документы на бренд.

! Сертификат соответствия нужен для бытовой техники, детского питания или спортивного инвентаря.

! Декларация нужна для товаров большинства потребительских категорий: продукты питания, косметика, одежда и обувь.

Бухгалтерский учет торговли на маркетплейс

Разберем на примере организации, использующей ОСНО:

Компания передала товар со своего склада на склад маркетплейса:
Дт 45 Кт 41 —  при передаче товара маркетплейсу для последующей реализации по себестоимости без НДС;
Покупатель купил товар: 
Дт 62 Кт 90  — начисление выручки от реализации товара на основании отчёта маркетплейса;
Дт 90 Кт 45 — списание себестоимость проданного товара;
Дт 90 Кт 68 — начисление НДС, так как продавец использует ОСНО.

Расчеты с маркетплейсом проводятс следующим образом:
Агентское вознаграждение
Дт 51 Кт 76.1 — агент перевёл деньги продавцу;
Дт 44 Кт 76.2 — начисление вознаграждения маркетплейса;
Дт 19 Кт 76.2 2 руб. — входной НДС у продавца с вознаграждения агента;
Дт 76.2 Кт 51 12 руб. — перечисление вознаграждения агенту.

Как разрешить споры с маркетплейс?

Заметив нарушение, следует в течение 30 дней от даты его обнаружения направить маркетплейсу претензию. Если не соблюден срок, претензию могут проигнорировать. 
От нарушений со стороны поставщиков маркетплейс страхуется при заключении договора.
Особое внимание продавцам рекомендуется обратить на маркировку. Если штрихкод не читается, маркетплейс просто откладывает товар в сторону. Принцип работы платформы не предусматривает запрос корректных кодов и другой информации о товаре у поставщика. 

Обучение

Чтобы начать торговлю на любой площадке необходимо учесть многие юридическо-правовые аспекты. При постоянном изменении законодательства и появлении все новых, и новых правил ведения бизнеса, нужно располагать немалой базой знаний. Помочь сориентироваться в огромном объеме информации может ЕВИДПО. Более 10 курсов по направлению “Предпринимательство”. Обучение проходит дистанционно, что позволит вам освоить интересующую тему, не выходя из дома. 

Например курс Юридическо-правовые аспекты ведения бизнеса . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Выводы

  1. Для торговли на маркетплейсах используются агентский договор и договор комиссии маркетплейс
  2. Для юридических лиц и ИП подходят следующие режимы налогообложения: ОСН, УСН, ЕСНХ, НПД.
  3. Для продажи продукции собственного производства подойдут Если ЕСХН и НПД.

Посмотрите все курсы по направлению Предпринимательство

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4